преподавателям
Минусы уроков музыки онлайн и как с ними быть
Согласно международного исследования в области музыкального образования, проведенного в 2021 году, 79% учителей музыки дают уроки онлайн, и эта доля постоянно растёт. Технологии развиваются, и даже некогда абсолютно аналоговый мир музыкального преподавания переходит в онлайн.

Если занятия по музыкальной литературе, теории музыки или звукорежиссуре легко переносятся в онлайн с помощью популярных видеомессенджеров, то преподаватели вокала и игры на инструментах столкнулись с серьёзными ограничениями. До сих пор программное обеспечение не успевало за потребностями учителей, и онлайн активности в обучении казались неудобными и даже невозможными.

Посмотрим, с какими проблемами сталкиваются преподаватели музыки онлайн, и какие выходы можно найти для решения этих проблем.

  1. Качество звука. Действительно, это важно, и действительно текущие программные решения в этом сильно проигрывают. Часто из-за подавления шумов звук вообще может попасть, высокие частоты глушатся, тонкие настройки невозможны. Кроме того, многие ученики предпочитают заниматься через мобильные устройства, а микрофоны у них далеки от совершенства, мягко говоря.
  2. Задержка и рассинхрон звука и видео. Всем известно, что во время звонка существует небольшая задержка между тем, когда педагог говорит и когда ученик слышит и наоборот, потому что сигнал проходит через серверы мессенджеров. С ростом скорости интернета эта задержка все меньше и меньше, но она есть. Рассинхрон аудио и видео потоков, когда картинка запаздывает за звуком или наоборот, так же не дает преподавателю порой понять, попал в ноту или ритмический рисунок ученик. Поэтому дирижировать исполнением ученика, исполнять партии совместно и показывать акценты пока довольно сложно.
  3. Нет физического и непосредственного визуального контакта. Особенно это важно для начинающих учеников, когда еще не закрепилось правильно положение тела, рук, и пальцев. На первых уроках для ученика важно иметь возможность “отзеркалить” учителя и просто повторить за ним. Пока что популярные программы не позволяют работать с размером видеоизображения, зумированием, и другими манипуляциями, как например, отразить изображение зеркально. Кроме того, иногда преподаватели, работающие с детьми, сталкиваются с проблемой “перевернутого изображения”. Не всегда ребенок замечает, что перевернул телефон или планшет, и продолжает ответственно играть положенные 3-5-10 минут, когда педагог просто не видит ничего. Точнее видит, но не то что нужно.
  4. Пометки в нотах. Важнейший момент, особенно при работе над домашним заданием. 10 из 10 учителей музыки делают пометки в нотах и табулатурах для ученика для дальнейшей отработки, но пока что технического решения с сохранением этих пометок в электронных нотах, никто почему-то не предложил.
  5. Необходимость менять ракурс камеры. Преподавателю фортепиано сложнее видеть всю клавиатуру из-за габаритов инструмента (хотя бы с гитарой дела обстоят намного проще), и тогда учителю приходится просить поменять положение камеры, чтобы рассмотреть нужный момент пристально.
  6. Невозможно подключить внешнее оборудование. Многие профессиональные преподаватели сталкиваются тем, что существующие видеочаты не поддерживают использование внешних аудиокарт, то есть подключить и использовать на уроке миди-клавиатуру, электрогитару, профессиональный микрофон и любые другие источники ввода и вывода звука просто невозможно, а очень нужно. Ведь именно это выводит уроки онлайн на качественно новый уровень.
  7. Невозможность играть под метроном и плейбэк. Популярные мессенджеры и видеочаты не поддерживают функции плееров, поэтому играть на инструменте или петь онлайн одновременно с другим треком, к сожалению, с их помощью не получится, что сильно ограничивает многих преподавателей в их методах обучения.

Что же делать?

Самое главное - не бояться экспериментировать и пробовать новые подходы и методы. Важно выйти за рамки привычных для оффлайна инструментов и посмотреть на проблемы под другой оптикой.
Мы в команде Mooze посмотрели на процесс обучения музыке онлайн иначе, и нашли в онлайн-инструментах не ограничения, а возможности. И с этой точки зрения предлагаем взглянуть на ситуацию педагогам.

Во-первых, мы поработали над самым главным - вопросом задержки и синхронизации звука и видео. Благодаря P2P соединению напрямую между устройствами ученика и учителя, задержка при стабильном интернет сигнале практически незаметна.

Во-вторых, мы поработали над качеством звука. Да, оно значительно лучше, чем в популярных видеочатах. Но мы также советуем педагогам обзавестись качественным микрофоном, наушниками и аудиокартой. Конечно, не каждый ученик
купит отдельный качественный микрофон и аудиосистему для занятий, но учитель - наверняка. В Mooze мы продумали подключение внешней аудиокартой, чтобы педагоги могли управлять устройствами и отдельными аудиоканалами тут же, в программе, с помощью встроенного микшера. До сих пор ничего подобного в видеочатах в виде встроенных функций не было.

В-третьих, мы поработали над настройками изображения - теперь окна можно будет зумировать, располагать в любом месте, зеркалить, менять ориентацию изображения, чтобы вам было видно именно то, что необходимо в данный момент урока.

В-четвертых, скоро мы добавим инструмент для работы с нотами - оставляйте пометки, сохраняйте их, используйте их в домашних заданиях.

И в-пятых, скоро нашим пользователям будет доступна возможность подключениях второй камеры. Вы сможете видеть и положение тела ученика, и его на его пальцы вблизи во время игры и демонстрировать это так же, если у вас подключены две камеры. Согласитесь, это очень удобно.

Также, подключайте аудиокарты и используйте любое оборудование, какое вам необходимо в ходе онлайн сессий, и управляйте каналами с помощью встроенного микшера.

И наконец, в Mooze стала возможной игра под плейбэк или пение под минус. Мы внедрили функцию плеера прямо в приложение таким образом, чтобы звук от микрофона синхронизировался с треком в плеере. Перетащите файл непосредственно в окно плеера и управляйте треком непосредственно из окна видеочата. Всё очень просто.

В следующих статьях мы более подробно расскажем об остальных, и, на наш взгляд, ключевых инструментах нашей программы, которые позволят педагогам совершенно иначе взглянуть на возможности преподавания музыки онлайн.