Согласно международного исследования в области музыкального образования, проведенного в 2021 году, 79% учителей музыки дают уроки онлайн, и эта доля постоянно растёт. Технологии развиваются, и даже некогда абсолютно аналоговый мир музыкального преподавания переходит в онлайн.
Если занятия по музыкальной литературе, теории музыки или звукорежиссуре легко переносятся в онлайн с помощью популярных видеомессенджеров, то преподаватели вокала и игры на инструментах столкнулись с серьёзными ограничениями. До сих пор программное обеспечение не успевало за потребностями учителей, и онлайн активности в обучении казались неудобными и даже невозможными.
Посмотрим, с какими проблемами сталкиваются преподаватели музыки онлайн, и какие выходы можно найти для решения этих проблем.
- Качество звука. Действительно, это важно, и действительно текущие программные решения в этом сильно проигрывают. Часто из-за подавления шумов звук вообще может попасть, высокие частоты глушатся, тонкие настройки невозможны. Кроме того, многие ученики предпочитают заниматься через мобильные устройства, а микрофоны у них далеки от совершенства, мягко говоря.
- Задержка и рассинхрон звука и видео. Всем известно, что во время звонка существует небольшая задержка между тем, когда педагог говорит и когда ученик слышит и наоборот, потому что сигнал проходит через серверы мессенджеров. С ростом скорости интернета эта задержка все меньше и меньше, но она есть. Рассинхрон аудио и видео потоков, когда картинка запаздывает за звуком или наоборот, так же не дает преподавателю порой понять, попал в ноту или ритмический рисунок ученик. Поэтому дирижировать исполнением ученика, исполнять партии совместно и показывать акценты пока довольно сложно.
- Нет физического и непосредственного визуального контакта. Особенно это важно для начинающих учеников, когда еще не закрепилось правильно положение тела, рук, и пальцев. На первых уроках для ученика важно иметь возможность “отзеркалить” учителя и просто повторить за ним. Пока что популярные программы не позволяют работать с размером видеоизображения, зумированием, и другими манипуляциями, как например, отразить изображение зеркально. Кроме того, иногда преподаватели, работающие с детьми, сталкиваются с проблемой “перевернутого изображения”. Не всегда ребенок замечает, что перевернул телефон или планшет, и продолжает ответственно играть положенные 3-5-10 минут, когда педагог просто не видит ничего. Точнее видит, но не то что нужно.
- Пометки в нотах. Важнейший момент, особенно при работе над домашним заданием. 10 из 10 учителей музыки делают пометки в нотах и табулатурах для ученика для дальнейшей отработки, но пока что технического решения с сохранением этих пометок в электронных нотах, никто почему-то не предложил.
- Необходимость менять ракурс камеры. Преподавателю фортепиано сложнее видеть всю клавиатуру из-за габаритов инструмента (хотя бы с гитарой дела обстоят намного проще), и тогда учителю приходится просить поменять положение камеры, чтобы рассмотреть нужный момент пристально.
- Невозможно подключить внешнее оборудование. Многие профессиональные преподаватели сталкиваются тем, что существующие видеочаты не поддерживают использование внешних аудиокарт, то есть подключить и использовать на уроке миди-клавиатуру, электрогитару, профессиональный микрофон и любые другие источники ввода и вывода звука просто невозможно, а очень нужно. Ведь именно это выводит уроки онлайн на качественно новый уровень.
- Невозможность играть под метроном и плейбэк. Популярные мессенджеры и видеочаты не поддерживают функции плееров, поэтому играть на инструменте или петь онлайн одновременно с другим треком, к сожалению, с их помощью не получится, что сильно ограничивает многих преподавателей в их методах обучения.
Что же делать?Самое главное - не бояться экспериментировать и пробовать новые подходы и методы. Важно выйти за рамки привычных для оффлайна инструментов и посмотреть на проблемы под другой оптикой.
Мы в команде Mooze посмотрели на процесс обучения музыке онлайн иначе, и нашли в онлайн-инструментах не ограничения, а возможности. И с этой точки зрения предлагаем взглянуть на ситуацию педагогам.
Во-первых, мы поработали над самым главным - вопросом задержки и синхронизации звука и видео. Благодаря P2P соединению напрямую между устройствами ученика и учителя, задержка при стабильном интернет сигнале практически незаметна.
Во-вторых, мы поработали над качеством звука. Да, оно значительно лучше, чем в популярных видеочатах. Но мы также советуем педагогам обзавестись качественным микрофоном, наушниками и аудиокартой. Конечно, не каждый ученик
купит отдельный качественный микрофон и аудиосистему для занятий, но учитель - наверняка. В Mooze мы продумали подключение внешней аудиокартой, чтобы педагоги могли управлять устройствами и отдельными аудиоканалами тут же, в программе, с помощью встроенного микшера. До сих пор ничего подобного в видеочатах в виде встроенных функций не было.
В-третьих, мы поработали над настройками изображения - теперь окна можно будет зумировать, располагать в любом месте, зеркалить, менять ориентацию изображения, чтобы вам было видно именно то, что необходимо в данный момент урока.
В-четвертых, скоро мы добавим инструмент для работы с нотами - оставляйте пометки, сохраняйте их, используйте их в домашних заданиях.
И в-пятых, скоро нашим пользователям будет доступна возможность подключениях второй камеры. Вы сможете видеть и положение тела ученика, и его на его пальцы вблизи во время игры и демонстрировать это так же, если у вас подключены две камеры. Согласитесь, это очень удобно.
Также, подключайте аудиокарты и используйте любое оборудование, какое вам необходимо в ходе онлайн сессий, и управляйте каналами с помощью встроенного микшера.
И наконец, в Mooze стала возможной игра под плейбэк или пение под минус. Мы внедрили функцию плеера прямо в приложение таким образом, чтобы звук от микрофона синхронизировался с треком в плеере. Перетащите файл непосредственно в окно плеера и управляйте треком непосредственно из окна видеочата. Всё очень просто.
В следующих статьях мы более подробно расскажем об остальных, и, на наш взгляд, ключевых инструментах нашей программы, которые позволят педагогам совершенно иначе взглянуть на возможности преподавания музыки онлайн.